Значительный вклад МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» в развитие инновационной педагогики в Гагаринском районе
05.11.2019
Тема инновационной деятельности: «Модернизация математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с Концепцией развития математического образования в России на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс», обеспечивающей преемственность между уровнями общего образования».
Цель инновационной деятельности: повышение качества математического образования на ранних этапах развития детей, обеспечивающего успешность освоения математических программ в начальной школе, на основе Программы развития математического образования «Мате: плюс» с использованием материалов учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Научные руководители инновационной площадки: Кириллов Иван Львович, заместитель директора по научной работе ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», кандидат психологических наук. Федосова Ирина Евгеньевна, директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», соавтор основной образовательной программы «Вдохновение», кандидат экономических наук.
Инновационная деятельность осуществляется в рамках федеральной Программы развития математического образования «Мате: плюс» и направлена на модернизацию математического образования на дошкольном уровне общего образования в соответствии с современными нормативно-правовыми требованиями и положениями Концепции развития математического образования в России.
Новизна деятельности обусловлена выбором для реализации в образовательной деятельности ДОО инновационной для российского образования программы развития математического образования «Мате: плюс».
Программа включает в себя все элементы содержания современной математики, представленные на начальном уровне и необходимые для дальнейшего математического образования. Основывается на данных современных научных исследований в области психологии детского развития, опирается на лучший отечественный и зарубежный педагогический опыт и построена на современных научных принципах и теориях. Программа позволяет формировать систему раннего математического образования, отражает подходы к модернизации математического образования, заложенные в Концепции развития математического образования в Российской Федерации, и является преемственной программой развития математического образования для детей от 3,5 до 11-12 лет.
Учебно-методический комплекс «Мате: плюс. Математика в детском саду» – это целостный научно-обоснованный комплекс, включающий в себя методические, учебные, развивающие пособия, диагностические и игровые материалы для развития математического образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность на уровне дошкольного образования. Учебные и методические материалы комплекса сочетают в себе лучшие образцы российской традиционной системы математического образования, получившие международное признание, с материалами современных международных программ развития математических компетентностей. Материалы учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» позволяют обеспечить реализацию Концепции развития математического образования в России и полностью соответствуют ФГОС ДО.
Образовательная деятельность по программе «Мате: плюс» с использованием материалов учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Математика в детском саду» с 2016 года проводилась на базе старших-подготовительных групп, с 1 сентября 2019 г. проводится в младших группах, воспитатели: Панюшкина Александра Викторовна, Шандыга Маргарита Анатольевна, Шаргаева Марина Владимировна, Скакунова Ирина Валерьевна, Шибанова Елена Тимофеевна, в средней группе: воспитатели Дудина С.Н., Филиппова Н.Ф., в старших группах: воспитатели Бровкина Александра Александровна, Бородина Наталья Михайловна, Петухова Татьяна Николаевна.
1 этап инновационной деятельности по модернизации математического образования на основе образовательной программы «Мате: плюс». В рамках 1 этапа, проводившегося в период с 23.09.2016 по 30.06.2018 г., участники инновационной деятельности познакомились с новыми подходами к дошкольному образованию и получили первый опыт реализации федеральной образовательной программы развития математического образования «Мате: плюс», в том числе с использованием материалов учебно-методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Для апробации программы «Мате: плюс» и УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду» в ДОУ созданы следующие условия:
Составлен поэтапный план внедрения программы развития математического образования «Мате: плюс» в образовательную деятельность ДОО и обучение педагогического коллектива детского сада.
Организовано участие педагогов в дистанционных учебно-методических семинарах, в серии вебинаров издательства «Национальное образование».
Создана рабочая группа по экспериментальной апробации и внедрению УМК «Мате: плюс. Математика в детском саду».
Обновлена развивающая предметно-пространственная среда в группах, обеспечивающая возможность освоения математических представлений в играх и проектах. В группах созданы центры активности, центры «Занимательной математики».
Организован образовательный процесс в группах, участвующих в инновационной деятельности, с использованием материалов учебно-методического комплекта.
Состоялась презентация опыта инновационной площадки профессиональному сообществу, родителям обучающихся, на интернет - форумах.
Педагоги, участвующие в инновационной деятельности, выстраивали свою работу с учетом специфики этапа дошкольного образования. Работа с детьми в ходе инновационной деятельности строилась на основе принципов дифференцированного обучения в соответствии с результатами педагогического мониторинга за индивидуальным развитием каждого ребенка.
Апробация материалов «Мате: плюс» проходила как в рамках самостоятельной деятельности детей, так и в организованной образовательной деятельности. Воспитатели побуждали детей к настойчивым и сконцентрированным действиям, развитию творческого потенциала и фантазии. При построении деятельности учитывали инициативу детей.
Инновационная деятельность показала возможности новой программы, основные направления решения задач внедрения ее в практику работы ДОО, что позволило не только развить математическое мышление детей, но и поддержать их всестороннее и гармоничное развитие.
Педагоги ДОУ овладели нетрадиционными технологиями по ФЭМП, практическими навыками применения учебно-методического комплекса «Мате: плюс. Опыт работы детского сада распространен на муниципальном и региональном уровне, в СМИ. Создана компьютерная база об инновационном опыте.
2 этап инновационной деятельности по модернизации математического образования на основе образовательной программы «Мате: плюс». Сроки проведения 2 этапа – с 1 ноября 2018 года по 1 ноября 2020 года.
В ходе реализации 2 этапа инновационной деятельности участники инновационной площадки педагоги получат возможность повысить квалификацию по программам «Современное дошкольное образование: практическая реализация принципов и подходов ФГОС ДО в ДОО», 72 ч. и «Мате: плюс. Математика в детском саду»: от теоретических основ к практической реализации», 72 ч. По итогам обучения слушатели получат удостоверения о повышении квалификации.
Также в ходе реализации 2 этапа педагоги получат возможность обогатить опыт реализации программы «Мате: плюс», обсудить возможности ее реализации в ДОО с другими инновационными площадками на конференции по математическому образованию.
А также принять участие в конкурсе инновационных площадок с 1 февраля 2020 г. по 30 апреля 2020 г. с ценными призами для победителей.
В ходе реализации 2 этапа инновационной деятельности планируется продолжить работу по апробации учебно – методического комплекта «Мате: плюс. Математика в детском саду», по формированию базовых математических компетенций у дошкольников, продолжить содержательное расширение центров математической активности. Обогатить опыт реализации программы "Мате:плюс. Математика в детском саду", получить возможность ее реализации с другими инновационными площадками по математическому образованию. Расширить состав участников рабочей группы, повышать психолого педагогическую компетентность педагогов в вопросах формирования РППС по математическому развитию. Организовывать участие воспитанников в мероприятиях интеллектуальной направленности (математическое образование). Транслировать опыт работы педагогов через публикации, участие в мероприятиях различного уровня.
Направления работы ДОУ на 2 этапе:
- реализация практических задач по внедрению и реализации программы «Мате: плюс».
- подготовка промежуточных отчетов о деятельности инновационной площадки.
- разработка и реализация программы совершенствования педагогического мастерства педагогического коллектива ДОО в целях эффективной реализации программы развития математического образования «Мате: плюс».
- участие в организации и проведении методических мероприятий муниципального и регионального уровней. Сроки – с 1 июня 2019 г. по 30 апреля 2020 г.
- подготовка пакета отчетных документов, участие в заключительных учебно-методических мероприятиях с 1 мая по 30 сентября 2020 г.
Работа с детьми в ходе инновационной деятельности строится на основе принципов дифференцированного обучения в соответствии с результатами педагогического мониторинга за индивидуальным развитием каждого ребенка. В результате работы инновационной площадки у всех участников инновационной деятельности должно сформироваться устойчивое понимание того, что «нет неспособных к математике детей», а формирование математических компетенций происходит по индивидуальным траекториям.
Работа по апробации продолжается!